Концепция сценарной разработки проекта“Йом-Кипур или Судный День”
Композиционным решением проекта является сочетание единства места действия с единством времени действия. Все события будут происходить в течении одних суток. То есть именно в Йом-Кипур - судный день. Место же действия - занимавший центральное место объект - еврейский шинок. Следует создать искусственное ограничение места тем, что шинок расположен на острове среди широкой реки. В этом месте находится паромная переправа через остров между двумя берегами. И будто из-за непогоды переправа выходит из строя, и персонажи не могут покинуть остров.
Что касается единства времени действия, то в самом названии фильма заложен особый “судный” день. Его значение в сценарии выйдет за рамки иудейского праздника, сохраняя его смысл - в этот день Всевышний выносит приговор человеку. Каждый из присутствующих в шинке получит свой заслуженный приговор, исполнять который будут сами же герои, а не сверхъестественные силы. Хотя в присутствие сверхъестественного существа - исполнителя Божьей воли - поверят все, кто остался на острове.
Однако мистика в сюжете получит в итоге естественное объяснение. Действие было спланировано человеком, и именно эти люди проводят свой судный день в шинке не случайно. Загадка, которую тщатся разгадать персонажи ради спасения своей жизни, определяет жанр фильма как детективный триллер. Это актуальный современный жанр.
Персонажи будут являть собой репрезентативную выборку как для 17 века украинской истории, так и для современности. Здесь будут узнаваемые и типичные образы казаков-запорожцев, коммерсантов-чумаков, католической шляхты, москалей и евреев. В этих образах будут ясные современному зрителю характерные национальные черты, имеющие четкую проекцию в современность.
Цель описанного развития сценария - создание актуального по своей идее, современного по форме, национально ориентированного фильма, который сможет вызвать интерес молодой аудитории и внимание к украинской исторической теме за пределами нашей страны.
Синопсисполнометражного художественного фильма«Йом-Кипур или судный день»(по мотивам одноименного произведения В.Короленко)
Украина, XVII век. На острове, через который устроена переправа через реку на торговом пути, стоит шинок. В один день на остров с разных сторон в шинок на остров съезжаются разнообразные гости. Это двое казаков-запорожцев – молодой Левко и козак постарше – Степан. Двое московитов – дворянин Баскаков и его холоп Харитон. Чумак Микола со своим напарником и дочерью Катрусей. Разорившийся шляхтич Роман со своей женой. После того, как они собираются в шинке, начинается непогода, буря. Лодку, служившую для переправы, уносит, и гости остаются заперты на острове. Хозяина в шинке нет. Паромщик Михайло исполняет обязанности шинкаря. Он рассказывает, что владелец шинки Янкель недавно умер. А наследник не появился.
Все это происходит в день еврейского главного праздника Йом-Кипур, когда Бог судит каждого иудея за дела минувшего года.
Гости, однако, поначалу не тяготятся своим вынужденным заточением. У каждого из них есть тайная цель прибытия в шинку. Они стараются что-то найти тайком от остальных. Когда эти поиски становится невозможным скрывать от других, они признаются, что каждый прибыл сюда за золотом покойного Янкеля. Из разных источников они узнали, что после смерти богатого шинкаря остался припрятанный им дома сундук с деньгами. Каждому из гостей остро нужны деньги.
Шляхтич Роман был транжирой. Сначала проиграл свое наследство. Женился на богатой дворянке с приданым, но прокутил и ее приданое. Вдобавок жена постоянно изменяет Роману, которого ничуть не любит.
У купца Миколы есть свое дело к дворянину Баскакову. Он хочет выдать за него свою дочь. Микола жаден и рассматривает брак дочери как коммерческий ход. Надеется получить преференции для торговли в Москве. Его ничуть не смущает зрелый возраст жениха, его патологическая жестокость и внешнее уродство.
Левко также знаком с Катрусей. Он влюблен в нее и даже сватался. Но из-за безденежья получил от отца ее отказ. Левко пошел в казаки, надеясь разбогатеть на войне, но кроме боевых ран ничего не заработал. Золото Янкеля могло бы стать для него отличным приданым.
Всем гостям, удостоверившись, что они ищут одно и то же, приходится договариваться. Они пытаются решить, как разделят деньги Янкеля. Договориться не могут, поскольку у каждого свои представления о справедливой дележке.
Михайло наливает гостям задаром. И гостям, изрядно подвыпившим, начинают являться странные и устрашающие видения. То один, то другой видит крылатого демона, обещающего скорый суд за грехи. Вдобавок при непонятных обстоятельствах гибнет напарник чумака Миколы. Михайло, проживший много лет рядом с Янкелем, разбирается в иудейской мистике. Он поясняет, что Йом-Кипур – это день суда для иудеев. Гости сплошь христиане, и их это не должно как будто касаться. Но Михайло объясняет, что взявшись делить не заслуженное ими наследство иудея, гости сняли с себя покровительство Иисуса и оказались во власти иудейского демона. Напуганные гости верят этому. Люди они суеверные и алкоголь усиливает их страх.
Михайло объясняет, что демон обязательно заберет чью-то жизнь. Если гости сами принесут ему в жертву самого большого грешника из всех присутствующих, демон от них отстанет. Если это действительно будет самый большой грешник. Иначе демон продолжит свою жатву.
Гости пытаются действовать сообща. Найти, кто же из них самый большой грешник. Каются в своих худших грехах, но выходит у них, что грехи эти очень даже простительные. Вдруг холоп Харитон убивает своего господина Баскакова. Харитон уверен, что такое чудовище, как его хозяин, никто в грехах не переплюнет.
Но крылатый демон снова дает о себе знать. Смерть Баскакова не насытила его.
Начинается война всех против всех между гостями. Попутно развивается любовная история между Левко и Катрусей. Казак получает от нее лично признание в любви.
Шляхтич Роман убивает свою развратную жену, застав ее блудящей с пронырливым холопом Харитоном.
Одного за другим гости убивают друг друга. Пока не остаются в живых паромщик Михайло, казак Левко и его возлюбленная Катруся. И всем становится ясно, что каждый убитый заслужил свою смерть своей неправедной жизнью и преступными делами.
Последней жертвой оказывается Михайло. Но прежде откроется секрет всего происходящего. Михайло на самом деле не Михайло, а Мордехай – сын Янкеля. Жена и остальные дети Янкеля погибли насильственной смертью. Оставшийся в живых Мордехай давно планировал отомстить каждому, кто виновен в их смерти. Но отец, пока был жив, запрещал ему. После смерти отца Мордехай привел свой план в исполнение. Заманил слухами о несуществующем золоте виновников гибели своей семьи в шинок. Запугал и заставил их уничтожить один одного. В этом, как выясняется, ему помогал Левко. На войне Мордехай спас ему жизнь. Они близко подружились, несмотря на разделявшую их религию. Крылатого демона изображали по очереди то Мордехай, то Левко, из-за чего гости не могли заподозрить одного из них. Однако, свершив месть, Мордехай сам сотворил великий грех, нарушив волю отца и святость праздника Йом-Кипур. Он наказывает сам себя, лишая жизни и сжигая шинок.
Лодки с берега после бури дожидаются лишь Левко с Катрусей, чья любовь, осуществившаяся назло всем препятствиям, становится единственным светлым исходом этого страшного судного дня.
Все это происходит в день еврейского главного праздника Йом-Кипур, когда Бог судит каждого иудея за дела минувшего года.
Гости, однако, поначалу не тяготятся своим вынужденным заточением. У каждого из них есть тайная цель прибытия в шинку. Они стараются что-то найти тайком от остальных. Когда эти поиски становится невозможным скрывать от других, они признаются, что каждый прибыл сюда за золотом покойного Янкеля. Из разных источников они узнали, что после смерти богатого шинкаря остался припрятанный им дома сундук с деньгами. Каждому из гостей остро нужны деньги.
Шляхтич Роман был транжирой. Сначала проиграл свое наследство. Женился на богатой дворянке с приданым, но прокутил и ее приданое. Вдобавок жена постоянно изменяет Роману, которого ничуть не любит.
У купца Миколы есть свое дело к дворянину Баскакову. Он хочет выдать за него свою дочь. Микола жаден и рассматривает брак дочери как коммерческий ход. Надеется получить преференции для торговли в Москве. Его ничуть не смущает зрелый возраст жениха, его патологическая жестокость и внешнее уродство.
Левко также знаком с Катрусей. Он влюблен в нее и даже сватался. Но из-за безденежья получил от отца ее отказ. Левко пошел в казаки, надеясь разбогатеть на войне, но кроме боевых ран ничего не заработал. Золото Янкеля могло бы стать для него отличным приданым.
Всем гостям, удостоверившись, что они ищут одно и то же, приходится договариваться. Они пытаются решить, как разделят деньги Янкеля. Договориться не могут, поскольку у каждого свои представления о справедливой дележке.
Михайло наливает гостям задаром. И гостям, изрядно подвыпившим, начинают являться странные и устрашающие видения. То один, то другой видит крылатого демона, обещающего скорый суд за грехи. Вдобавок при непонятных обстоятельствах гибнет напарник чумака Миколы. Михайло, проживший много лет рядом с Янкелем, разбирается в иудейской мистике. Он поясняет, что Йом-Кипур – это день суда для иудеев. Гости сплошь христиане, и их это не должно как будто касаться. Но Михайло объясняет, что взявшись делить не заслуженное ими наследство иудея, гости сняли с себя покровительство Иисуса и оказались во власти иудейского демона. Напуганные гости верят этому. Люди они суеверные и алкоголь усиливает их страх.
Михайло объясняет, что демон обязательно заберет чью-то жизнь. Если гости сами принесут ему в жертву самого большого грешника из всех присутствующих, демон от них отстанет. Если это действительно будет самый большой грешник. Иначе демон продолжит свою жатву.
Гости пытаются действовать сообща. Найти, кто же из них самый большой грешник. Каются в своих худших грехах, но выходит у них, что грехи эти очень даже простительные. Вдруг холоп Харитон убивает своего господина Баскакова. Харитон уверен, что такое чудовище, как его хозяин, никто в грехах не переплюнет.
Но крылатый демон снова дает о себе знать. Смерть Баскакова не насытила его.
Начинается война всех против всех между гостями. Попутно развивается любовная история между Левко и Катрусей. Казак получает от нее лично признание в любви.
Шляхтич Роман убивает свою развратную жену, застав ее блудящей с пронырливым холопом Харитоном.
Одного за другим гости убивают друг друга. Пока не остаются в живых паромщик Михайло, казак Левко и его возлюбленная Катруся. И всем становится ясно, что каждый убитый заслужил свою смерть своей неправедной жизнью и преступными делами.
Последней жертвой оказывается Михайло. Но прежде откроется секрет всего происходящего. Михайло на самом деле не Михайло, а Мордехай – сын Янкеля. Жена и остальные дети Янкеля погибли насильственной смертью. Оставшийся в живых Мордехай давно планировал отомстить каждому, кто виновен в их смерти. Но отец, пока был жив, запрещал ему. После смерти отца Мордехай привел свой план в исполнение. Заманил слухами о несуществующем золоте виновников гибели своей семьи в шинок. Запугал и заставил их уничтожить один одного. В этом, как выясняется, ему помогал Левко. На войне Мордехай спас ему жизнь. Они близко подружились, несмотря на разделявшую их религию. Крылатого демона изображали по очереди то Мордехай, то Левко, из-за чего гости не могли заподозрить одного из них. Однако, свершив месть, Мордехай сам сотворил великий грех, нарушив волю отца и святость праздника Йом-Кипур. Он наказывает сам себя, лишая жизни и сжигая шинок.
Лодки с берега после бури дожидаются лишь Левко с Катрусей, чья любовь, осуществившаяся назло всем препятствиям, становится единственным светлым исходом этого страшного судного дня.
«Йом-Кипур или Судный день»
Описание персонажей
Михайло (Мордехай) – около 35 лет. Еврей, но без ярко выраженных национальных черт. Наиболее сложный персонаж, поскольку предстает в двух разных образах – малоприметного паромщика и хладнокровного и расчетливого мстителя.
Левко – 25-30 лет. Молодой казак. Привлекательной наружности. Выглядит простодушным и даже наивным, но на деле участвует в заговоре Мордехая, так что на деле вовсе не прост.
Степан – казак. Около 45 лет. Старый вояка. Храбр, уверен в себе, циничен, безжалостен. На лице шрамы от боевых ран.
Роман – около 35 лет. Шляхтич. Красив лицом, но понур, прибит жизненными неудачами и бедностью. Носит длинные усы. Желательно, чтобы актер, играющий его, знал польский язык.
Ева (жена Романа) – около 30 лет. Польская красавица, в облике которой заметна стервозность и развратность. Для вктрисы желательно знание польского языка.
Микола – 50-55 лет. Богатый купец (чумак). Толстый. Хитрый. Беспринципный.
Катруся – 20-25 лет. Дочь Миколы и возлюбленная Левка. Красавица. Желательно, кареглазая брюнетка. Порывистая и искренняя.
Павло – около 30 лет. Чумак. Помощник Миколы. Персонаж неброский. Не требует особенной характеристики.
Баскаков – около 55 лет. Московский дворянин. Имеет примесь монголоидных черт. Максимально неприятный типаж. Злобный, жестокий. Нужен актер с сильным отрицательным обаянием.
Харитон – около 30 лет. Слуга Баскакова. Угодливый холоп без всяких моральных ограничений. Тщедушный, пронырливый. Был бы идеален типаж молодого Путина.
Претенденты на роли:
Щур Виктор Андреевич
РЕЖИССЁР, АКТЁР (64 работы в 64 проектах)
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Международный фестиваль православного кино "Покров" -
диплом за дебют в игровом кино - режиссерская работа фильм "Посланник" (2011).
XXI Санкт-Петербургский международный кинофестиваль "Фестиаль фестивалей" - диплом (Киносимпатии) от телекомпании КиноТВ
за фильм "Посланник" (2013).
INTERNET SHORT FILM FESTIVAL - диплом лауреата в номинации (Игровой фильм) за фильм "Посланник" ISFF-2013, NEW YORK, 2013.
Диплом победителя в номинации "Лучший патриотический фильм" - фильм "Посланник", Международный фестиваль кино (REC) "Украинский финал" (Киев-2013. RUSSIAN ELEMENTARY SINEMA).
Гудзь Евгений Викторович
АКТЁР
Студент КНУТКиТ им. Карпенко - Карого
Спектакли:
Шиллер "Коварство и любовь", роль: Президент
Агата Кристи "Свидетель обвинения", роль: Адвокат
Трандафилова Ангелина Анатольевна
АКТРИСА
Студент КНУТКиТ им. Карпенко - Карого
Х/Ф и сериалы:
"Голос внутри", главная роль
"Вторая жизнь", главная роль
"Ментовские войны", эпизод
"Подольские курсанты" и др...